January 17, 2007

О важности стандартизации и силе привычки

Ехал вчера в метро и подумалось: стандартные (или просто однотипные) интерфейсы вызывают привыкание, а привыкание - сильная штука.

Пример из жизни №1

Раньше я часто общался с банкоматами банка А. У них принята интересная (может быть не очень правильная) модель взаимодействия с клиентом: как только ты завершил операцию - карточку тебе выплёвывают. При этом было совершенно не важно какого вида операцию ты совершаешь, будь то выдача наличных, справка о состоянии счёта или оплата услуг. Сделал дело (здесь можно вставить модное выражение "завершил транзакцию") - получи карточку. А банкоматы, как известно, всячески стараются привлечь твоё внимание когда из них что-нибудь торчит (деньги, карточка, чек). И это правильно.

Теперь я часто общаюсь с банкоматами банка Б. У них принята следующая система: совершил операцию - ответь на вопрос "Продолжить или вернуть карточку?". Причём операция к этому времени полностью завершена (то есть если ты хотел денег, ты их уже получил) и банкомат никак не сигнализирует об этом. И вот однажды, пребывая в состоянии глубокой задумчивости, я пришёл в банкомат банка Б получить немного наличности. Попросил на всякий случай вместе с деньгами выдать чек, дабы узнать остаток. Некоторое время спустя наличность перекочевала в кошелёк, а чек полностью поглотил моё внимание. И я ушёл. И вопрос банкомата "Продолжить или вернуть карточку?" остался без ответа. А ведь выкидывай он карточку сразу всё могло бы быть иначе. Кстати! Интересный момент, банкомат банка Б в случае с оплатой услуг не задаёт глупых вопросов, а сразу возвращает карточку. И как тут выработать привычку...

Пример из жизни №2

Пример уже не из моей жизни, но я о нём наслышан. Итак. iPod и Zune. Уже догадались к чему клоню? Раньше все пользовались продуктом Apple, у которого есть колесо (пусть и сенсорное но всё равно колесо), которое можно крутить. И вот Microsoft выпускает Zune. Счастливый обладатель нового девайса открывает заветную коробку, достаёт плеер, видит круглый контрол и что пытается с ним сделать? Правильно! Покрутить. А оказывается что это всего лишь кнопки, которые сделаны в форме кольца совсем не для этого. Скажете придумал? Нет. Вот вам информация из первых рук: ревью Zune от Scoble  и подкаст на twit.tv. Все говорят одно и то же: после iPod все ожидают сенсорное кольцо :-)

Вывод

Хочешь сделать что-то, что всем понравится? Спроси меня как! Сделай интерфейс максимально узнаваемым и привычным (если, конечно, интерфейс не есть твоё ключевое преимущество). Потому как люди склонны иметь привычки и могут болезненно переносить отказ от них.


Comments:
>Сделай интерфейс максимально узнаваемым и привычным

... а потом тебя за это в суд.

 


Максимально узнаваемым но не точно таким же =)
Конечно это не отменяет всяких там патентных прав. Только вот я немного сомневаюсь, что алгоритм работы банкомата запатентован. Случай с iPod и Zune немного другой. Где-то утверждалось, что некрутящееся колесо это именно фича, которую долго разрабатывали, проводив исследования юзабилити и всё такое.

 


Немного не в тему, но всё же.
До сих пор жалею, что в новых моделях КПК нет колеса. Уже год хожу с новой моделью, а вот все жалею.

 


Post a Comment



<< Home

This page is powered by Blogger. Isn't yours?