November 2, 2006
Образование
Видимо тема больная. Не так давно я сам о ней рассуждал. Тогда я позволил себе негатив. А сегодня встретил здесь ссылку на интересную, но спорную статью, и понял, что мой негатив - это детский лепет.
Господин Плисс позволил себе очень сильно пройтись по нашему образованию, но при этом умудрился предложить только пару вещей, которые позволят образованию выйти из кризиса. Я всего лишь простой бывший "студент, который после пяти лет обучения получил свой никому не нужный диплом". Но я имею своё мнение и намерен его озвучить.
Для начала скажу, что я полностью согласен с тем, что написано в статье, я сам писал почти о том же, что обучение оторвано от реальности и всё такое. Но! Автор утверждает, что сам был таким же студентом и что в один прекрасный момент он прозрел. Почему тогда он хочет лишить всех остальных такой возможности? Может именно этот самый процесс "открывания глаз" и есть то самое, чего так не хватает человеку, чтобы состояться! Кроме того, по моим сведениям, на западе, на который все так усиленно косятся в поисках ответов на все вопросы, высшее образование нацелено на более старшую молодёжь. То есть, например, у нас человек в 23 года оканчивает институт, и ещё пару лет "доучивается" по месту работы. А у них что? У них только в школе можно учиться до 22 лет, а потом ещё 6 лет в институте. И вот он! Молодой специалист, который обладает всеми необходимыми знаниями в 28 лет! Какое счастье! (Вполне возможно, что я не прав, но такая у меня информация). Как минимум получается одно и то же. Но! Когда ты до 28 учишься в иституте, пускай даже зарубежном, пускай даже самом лучшем, но ты не можешь работать full day, потому что ты студент! А у нас, пускай ты "ничего не знаешь", но ты готов работать на полную ставку и, если тебе этого действиетльно хочется, продолжать своё обучение путём самодрессировки исходя из потребностей бизнеса, о котором так печётся автор.
А давайте зададимся вопросом, что такого бизнес сделал, чтобы улучшить ситуацию в образовании? Я не знаю ни одного масштабного примера! Да, что-то слышал про то, что где-то какая-то компания провела конкурс среди студентов и победителям предложили работу. Но это очень редкий пример, его результатами могут воспользоваться единицы, да и то, чтобы что-то получить, надо изначально обладать знаниями, которые востребованы в бизнесе. А это уже получается не помощь, а отбор самых лучших и игнорирование остальных. Ещё я слышал, что есть компании, которые готовы тратить время и, главное, деньги на обучение студентов, но это тоже не сказать, чтобы повсеместная практика.
Кстати, вот ещё что. В большинстве объявлений о приёме на работу значится "ВО или студенты старших курсов" не так ли? Как можно в таком случае говорить, что диплом, никому не нужен. Нужен и ещё как! Кроме того, автор говорит, что "человек, который приходит из института в компанию, должен быть готовым высококвалифицированным специалистом или менеджером, а не мальчиком на побегушках, это он должен учить остальных и показывать им пример работы, а не наоборот". А, простите, кого учить-то, если все такие же умные? Предположим ситуацию, что в компанию будут приходить только "полностью состоявшиеся специалисты", которые готовые всех кругом учить и вообще двигать прогресс семимильными шагами. А кто тогда будет выпонять чёрную работу. Одними начальниками сыт не будешь. Да и кто будет слушать специалиста, который на пяток лет младше? Пускай он хоть семи пядей во лбу, никто не позволит ему себя "учить". Возможно, это наша Российская специфика, но её нельзя не учитывать.
Через всю статью проходит идея о том, что кто-то чего-то кому-то должен: "бизнес должен заказывать продукт в вузах", "в преподавательских советах должны появиться не только кабинетные ученые, но и действующие бизнесмены-практики", "должен появиться механизм «покупки» студентов". Произносить мудрые речи все горазды, а вот сделать что-то... Почему никто из "состоявшихся бизнесменов-практиков" не идёт в институт и не возглавяляет там хотя бы лабораторию, не готовит кадры для бизнеса? К сожалению, а может к счастью, у нас в России никто никому ничего не должен. И чтобы что-то было сделано как ты хочешь - надо делать это самому. У нас есть CIO Club, я правда не знаю что он делает и зачем нужен, но ведь есть же такая орагнизация. Давайте создадим организацию "Состоявшиеся бизнесмены-практики за Высшую Школу" или что-то типа того. Под это дело можно, наверное, получать образовательные гранты, привлекать студентов и готовить их к реальной жизни. Вот тогда уже можно будет говорить о результатах или их отсутствии. Я считаю, что надо пытаться что-то делать, а не принимать условия, которе диктует нам Система. (Сейчас самое время напомнить мне о моём юношеском максимализме).
А до тех пор, пока не будет конкретных действий в сторону от "тропинки, ведущей в тупик", ничего не сдвинется с мёртвой точки. Period.
Post a Comment
<< Home